Vanitas. (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).
АтрибутыСимволы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
- Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
Ян Госсарта, Череп. дерево. 1517. Лувр, Париж
Bartholomaus Bruyn Старший (1493–1555) Череп в нише,1530/45.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Сезанн: Пирамида из Черепов. 1898-1900.
Поль Сезанн - Натюрморт с черепом (1895-1900)
- Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики
Джованна Garzoni (1600-1670) Блюдо с жасмином, сливы орехи
Джованна Garzoni (1600-1670) Натюрморт с яблоками и ящериц
Джованна Garzoni (1600-1670) Китайский шар с инжир, вишни и щеглы
- Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Абрахам Миньон (1640-1679), Природа как символ Vanitas, 1665-79
Гессе Национальный музей , Дармштадт, Германия
Адриан ван Утрехт: Vanitas - Натюрморт с букетом и Череп (1642)
- Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
ROESTRAETEN, Питер Gerritsz. Vanitas Натюрморт - XVII век
- Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
Harmen Steenwijck: Vanitas Натюрморт . 1640/50. Лондон, Национальная галерея
- Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650 Vanitas
Музей изобразительных искусств в Лионе, Франция.
- Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
Питер Claeszoon , Vanitas,
Бартоломеус Брейн Старший (1493-1555): 1-я пол. XVI в.- Vanitas
- Креллер-Мюллер музей (Оттерло - Нидерланды)
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Финская национальная галерея
- Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Anoniem (Frankrijk)Vanitas . около 1650. Лувр , Париж
Питер Moninckx: L’Amour endormi sur un crane. 17-го века.
Музей изящных искусств Бордо , Франция
Себастьян Stoskopff, Vanitas Натюрморт (1630)
Художественные собрания, Kunstmuseum Базель, Швейцария
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.
- Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Harmen Steenwijck, Vanitas (1640)
- Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655. Академия изящных искусств Сан-Фернандо,Мадрид
- Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Трофима Биго, Аллегория Vanitas,1650.Galleria ди Палаццо Барберини в Риме
Жорж де Ла Тур, Мария Магдалина, кающегося , (ок. 1640).
Sammlung Wrightsman, Нью-Йорк
- Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
Себастьян Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)Музей de l'Oeuvre Нотр-Дам
- Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
- Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Филипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа
бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами) 2-я пол. XVII в.
Музей Tesse Ле-Ман
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas - Музей изящных искусств, Saragossa
- Музыкальные инструменты, — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Корнелис де Хем ,Vanitas Натюрморт с музыкальными инструментами.1661.
Государственный музей Амстердама
- Книги и географические карты ( mappa mundi), писчее перо — символ наук.
Anonimo (Francia)Vanitas with Sun Dial.между 1626 и 1656. Лувр,Париж
Питера ван Steenwyck - Vanitas
Питер Клас. (1597/1598-1660) Натюрморт с черепом
- Глобус, как земли, так и звездного неба.
Антонио де Переда (1608–1678), Аллегория тщеславия. 1634.
Художественно-исторический музей, Gemaldegalerie,Вена
- Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
Ян Miense Molenaer(1610-1668), Автопортрет.Художник в своей мастерской. 1650. Музей Bredius
- Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
- Красные сургучные печати.
- Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
- Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
Николя Ренье (1590-1667)Аллегория бренности,1626
Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. - Vanitas
Питер Клас. (1597/1598-1660) - Vanitas (1628)
- Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas
Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина, Москва
Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669
- Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листье — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Эверт Кольер (1630/50 -1708). Vanitas Натюрморт 1705
Питер Боэль, Натюрморт с гробом и символы власти и богатства (1663)
- Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Питер Клас. Vanitas натюрморт .1630.
Королевская картинная галерея Маурицхейс , музей в Гааге
- Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
- Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.
Антонио де Переда (1608-1678)Джентльмен и смерть.Больница де ла Каридад, Севилья.
Джон Souch ( 1593 - 1645 ) Сэр Томас Aston, 1-й баронет (1600-1646)
у смертного ложа его жены, 1635
Галс "Франс: Молодой человек с черепом (Vanitas).1626-1628.
Национальная галерея Лондон
Антуан Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas
Натюрморт, 1684, Гонолулу Академии художеств
Эдвард Кольер (1673-1706), Автопортрет
Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas Символы, 1651
Варфоломея Гопфер(1628-1698), Меланхолия (после 1643)
Музей изобразительных искусств в Страсбурге
Хуан Вальдес Леаль, In ictu oculi.1672
Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690), Finis Mundi Gloriae
Караваджо (1571-1610) Св. Иероним , 1605-1606, Галерея Боргезе , Рим .
Современная
Jeylina Ever. Vanitas символизирующий детскую болезнь, культуру, время прохождения
и смерть. 2009 год.
Развитие жанра
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).
Якоб де Гейн, 1603.
Над аркой изображены рельеф Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - после 1656)"Корзина с фруктами",1632.
Государственный музей, Берлин
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке».
Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori.
Источник http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post145490962/
|