Главная » Файлы » Презентации » 8 класс_искусство

Ванитас - суета сует
11.12.2014, 20:04

Vanitas. (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

 

АтрибутыСимволы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

 

 

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
    File:Jan Gossaert 014.jpg
    Ян Госсарта, Череп. дерево. 1517.  Лувр, Париж

    File:Bartholomaus Bruyn d. A. 008.jpg
    Bartholomaus Bruyn Старший (1493–1555) Череп в нише,1530/45.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Datei:Paul Cezanne - Pyramid of Skulls.JPG
    Поль Сезанн: Пирамида из Черепов. 1898-1900.


    Поль Сезанн - Натюрморт с черепом (1895-1900)
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение  обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики

    Джованна Garzoni (1600-1670) Блюдо с жасмином,  сливы орехи


    Джованна Garzoni (1600-1670) Натюрморт с яблоками и ящериц


    Джованна Garzoni (1600-1670) Китайский шар с инжир, вишни и щеглы
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
    File:Mignon, Abraham - The Nature as a Symbol of Vanitas - 1665-1679.jpg
     
    Абрахам Миньон (1640-1679), Природа как символ Vanitas, 1665-79
    Гессе Национальный музей , Дармштадт, Германия

    File:Adriaen van Utrecht- Vanitas - Still Life with Bouquet and Skull.JPG
    Адриан ван Утрехт: Vanitas - Натюрморт с букетом и Череп (1642)
  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
    File:ROESTRAETEN 001.jpg
    ROESTRAETEN, Питер Gerritsz.  Vanitas Натюрморт - XVII век
  • Морские  раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ  похоти, ещё одного из смертных грехов.
    Datei:Stilleben.steenwick..jpg
    Harmen Steenwijck: Vanitas Натюрморт . 1640/50. Лондон, Национальная галерея
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению  homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
    Файл:Simon Renard de Saint-Andre - Vanitas (1).JPG
    Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650 Vanitas
    Музей изобразительных искусств в Лионе, Франция.
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
    File:Pieter Claeszoon- Vanitas - Still Life (1625, 29,5 x 34,5 cm).JPG
    Питер Claeszoon , Vanitas,

    Файл:Barthel (Bartholomaus) Bruyn - Vanitas.JPG
    Бартоломеус Брейн Старший (1493-1555):  1-я пол. XVI в.- Vanitas
    - Креллер-Мюллер музей (Оттерло - Нидерланды)
     


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Финская национальная галерея

  • Кубки,  игральные карты или  кости,  шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
    File:Louvre-peinture-francaise-p1020347.jpg
    Anoniem (Frankrijk)Vanitas . около 1650. Лувр , Париж

    File:Moninckx, Pieter - L’Amour endormi sur un crane.jpg
    Питер Moninckx:   L’Amour endormi sur un crane. 17-го века.
    Музей изящных искусств Бордо , Франция

    Plik:Vanitas Stillleben.jpg
    Себастьян Stoskopff, Vanitas Натюрморт (1630)
    Художественные собрания, Kunstmuseum Базель, Швейцария
     


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
    Plik:Harmen Steenwijck - Vanitas.JPG
    Harmen Steenwijck, Vanitas (1640)
  • Карнавальная  маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
    Plik:Antonio de Pereda - The Knight's Dream.JPG
    Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655. Академия изящных искусств Сан-Фернандо,Мадрид
  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом  тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
    Plik:Trophime Bigot Allegory Vanity.jpg
    Трофима Биго, Аллегория Vanitas,1650.Galleria ди Палаццо Барберини в Риме

    Plik:Georges de La Tour 009.jpg
    Жорж де Ла Тур, Мария Магдалина, кающегося , (ок. 1640).
    Sammlung Wrightsman, Нью-Йорк
  • Разбитая посуда, обычно стеклянные  бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
    Plik:Sebastien Stoskopff, La grande vanite.jpg
    Себастьян Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)Музей de l'Oeuvre Нотр-Дам
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это  фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и  механические часы — быстротечность времени.
    Файл:StillLifeWithASkull.jpg
    Филипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа
    бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами) 2-я пол. XVII в.
    Музей Tesse Ле-Ман

    File:Antonio de Pereda y Salgado 005.jpg
    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas - Музей изящных искусств, Saragossa
  • Музыкальные инструменты,  — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
    File:Heem, Cornelis de - Vanitas Still-Life with Musical Instruments - after 1661.jpg
    Корнелис де Хем ,Vanitas Натюрморт с музыкальными инструментами.1661.
    Государственный музей Амстердама
  • Книги и географические карты ( mappa mundi), писчее перо — символ наук.
    File:Louvre-peinture-francaise-p1020343.jpg
    Anonimo (Francia)Vanitas with Sun Dial.между 1626 и 1656. Лувр,Париж

    Fichier:Pieter van Steenwyck 001.jpg
     Питера ван Steenwyck - Vanitas

    File:Pieter Claeszoon - Still Life with a Skull and a Writing Quill.JPG
    Питер Клас. (1597/1598-1660) Натюрморт с черепом
  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

    Антонио де Переда (1608–1678),  Аллегория тщеславия. 1634.
    Художественно-исторический музей, Gemaldegalerie,Вена
     
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

    Ян Miense Molenaer(1610-1668), Автопортрет.Художник в своей мастерской. 1650. Музей Bredius
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати.
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

    Николя Ренье (1590-1667)Аллегория бренности,1626

    Файл:Franciscus Gysbrechts - Vanitas.JPG
    Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. - Vanitas

    File:Pieter Claeszoon - Vanitas.JPG
    Питер Клас. (1597/1598-1660) - Vanitas (1628)
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
    Файл:Juriaen van Streeck 001.jpg
    Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas
     Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина, Москва

    ????:A Vanitas) by Edward Collier.jpg
    Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669
  • Короны и  папские тиары, скипетры и державы, венки из листье — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
    File:Collier, Evert - Vanitas Still-Life - 1705.jpg
    Эверт Кольер (1630/50 -1708). Vanitas Натюрморт  1705

    Файл:Pieter Boel - Large Vanitas (Still-Life).JPG
    Питер Боэль, Натюрморт с гробом и символы власти и богатства (1663)
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
    File:Pieter Claesz 002b.jpg
     Питер Клас. Vanitas натюрморт .1630.
    Королевская картинная галерея Маурицхейс ,  музей в Гааге
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
    Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

     

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда  скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

File:Camprobin-el caballero y la muerte.jpg
Антонио де Переда (1608-1678)Джентльмен и смерть.Больница де ла Каридад, Севилья.


Джон Souch ( 1593 - 1645 ) Сэр Томас Aston, 1-й баронет (1600-1646)
у смертного ложа его жены, 1635


Галс "Франс: Молодой человек с черепом (Vanitas).1626-1628.
Национальная галерея Лондон

File:Antoine Steenwinkel - Vanitasportret van de schilder.JPG
Антуан Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен

File:Evert Collier's Self-Portrait with a Vanitas Still-life.jpg
Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas
Натюрморт, 1684, Гонолулу Академии художеств

File:Edward Collier by Edward Collier.jpg
Эдвард Кольер (1673-1706), Автопортрет

Plik:Self-Portrait with Vanitas Symbols.jpg
Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas Символы, 1651

Plik:Hopfer-Melancholia.jpg
Варфоломея Гопфер(1628-1698), Меланхолия (после 1643)
Музей изобразительных искусств в Страсбурге

File:In ictu oculi.jpg
Хуан Вальдес Леаль, In ictu oculi.1672

File:Finis gloriae mundi from Juan Valdez Leal.jpg
Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690), Finis Mundi Gloriae

File:Caravaggio - San Gerolamo.jpg
Караваджо (1571-1610) Св. Иероним , 1605-1606, Галерея Боргезе , Рим .

 
Современная
File:Vanite a la seringue.jpg
Jeylina Ever. Vanitas символизирующий детскую болезнь, культуру, время прохождения
и смерть.  2009 год.
Развитие жанра
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Якоб де Гейн, 1603.
Над аркой изображены рельеф Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

File:Fruit Basket.jpg
Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - после 1656)"Корзина с фруктами",1632.
Государственный музей, Берлин
 
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке».
Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori.
Источник http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post145490962/
Категория: 8 класс_искусство | Добавил: KomarovaTV
Просмотров: 4687 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]