Vanitas. (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).
АтрибутыСимволы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
- Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
![File:Jan Gossaert 014.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Jan_Gossaert_014.jpg/373px-Jan_Gossaert_014.jpg)
Ян Госсарта, Череп. дерево. 1517. Лувр, Париж
![File:Bartholomaus Bruyn d. A. 008.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/Bartholom%C3%A4us_Bruyn_d._%C3%84._008.jpg/477px-Bartholom%C3%A4us_Bruyn_d._%C3%84._008.jpg)
Bartholomaus Bruyn Старший (1493–1555) Череп в нише,1530/45.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
![Datei:Paul Cezanne - Pyramid of Skulls.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/Paul_Cezanne_-_Pyramid_of_Skulls.JPG/751px-Paul_Cezanne_-_Pyramid_of_Skulls.JPG)
Поль Сезанн: Пирамида из Черепов. 1898-1900.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Paul_C%C3%A9zanne_-_Still_Life_with_a_Skull.JPG)
Поль Сезанн - Натюрморт с черепом (1895-1900)
- Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики
![](http://imagencpd.aut.org/4DPict?file=20&rec=18.185&field=2)
Джованна Garzoni (1600-1670) Блюдо с жасмином, сливы орехи
![](http://pics.livejournal.com/lufer_lj/pic/00h3p6pw)
Джованна Garzoni (1600-1670) Натюрморт с яблоками и ящериц
![](http://imagencpd.aut.org/4DPict?file=20&rec=18.184&field=2)
Джованна Garzoni (1600-1670) Китайский шар с инжир, вишни и щеглы
- Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Абрахам Миньон (1640-1679), Природа как символ Vanitas, 1665-79
Гессе Национальный музей , Дармштадт, Германия
![File:Adriaen van Utrecht- Vanitas - Still Life with Bouquet and Skull.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Adriaen_van_Utrecht-_Vanitas_-_Still_Life_with_Bouquet_and_Skull.JPG/768px-Adriaen_van_Utrecht-_Vanitas_-_Still_Life_with_Bouquet_and_Skull.JPG)
Адриан ван Утрехт: Vanitas - Натюрморт с букетом и Череп (1642)
- Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
![File:ROESTRAETEN 001.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/36/ROESTRAETEN_001.jpg/715px-ROESTRAETEN_001.jpg)
ROESTRAETEN, Питер Gerritsz. Vanitas Натюрморт - XVII век
- Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
![Datei:Stilleben.steenwick..jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Stilleben.steenwick..jpg/800px-Stilleben.steenwick..jpg)
Harmen Steenwijck: Vanitas Натюрморт . 1640/50. Лондон, Национальная галерея
- Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
![Файл:Simon Renard de Saint-Andre - Vanitas (1).JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Simon_Renard_de_Saint-Andr%C3%A9_-_Vanitas_%281%29.JPG/419px-Simon_Renard_de_Saint-Andr%C3%A9_-_Vanitas_%281%29.JPG)
Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650 Vanitas
Музей изобразительных искусств в Лионе, Франция.
- Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
![File:Pieter Claeszoon- Vanitas - Still Life (1625, 29,5 x 34,5 cm).JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/Pieter_Claeszoon-_Vanitas_-_Still_Life_%281625%2C_29%2C5_x_34%2C5_cm%29.JPG/800px-Pieter_Claeszoon-_Vanitas_-_Still_Life_%281625%2C_29%2C5_x_34%2C5_cm%29.JPG)
Питер Claeszoon , Vanitas,
![Файл:Barthel (Bartholomaus) Bruyn - Vanitas.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Barthel_%28Bartholom%C3%A4us%29_Bruyn_-_Vanitas.JPG/497px-Barthel_%28Bartholom%C3%A4us%29_Bruyn_-_Vanitas.JPG)
Бартоломеус Брейн Старший (1493-1555): 1-я пол. XVI в.- Vanitas
- Креллер-Мюллер музей (Оттерло - Нидерланды)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Antonio_de_Pereda_y_Salgado_006.jpeg)
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Финская национальная галерея
- Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
![File:Louvre-peinture-francaise-p1020347.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Louvre-peinture-francaise-p1020347.jpg/755px-Louvre-peinture-francaise-p1020347.jpg)
Anoniem (Frankrijk)Vanitas . около 1650. Лувр , Париж
![File:Moninckx, Pieter - L’Amour endormi sur un crane.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Moninckx%2C_Pieter_-_L%E2%80%99Amour_endormi_sur_un_cr%C3%A2ne.jpg)
Питер Moninckx: L’Amour endormi sur un crane. 17-го века.
Музей изящных искусств Бордо , Франция
![Plik:Vanitas Stillleben.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/19/Vanitas_Stillleben.jpg/710px-Vanitas_Stillleben.jpg)
Себастьян Stoskopff, Vanitas Натюрморт (1630)
Художественные собрания, Kunstmuseum Базель, Швейцария
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Antonio_de_Pereda_y_Salgado_007.jpg)
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.
- Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
![Plik:Harmen Steenwijck - Vanitas.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/Harmen_Steenwijck_-_Vanitas.JPG/642px-Harmen_Steenwijck_-_Vanitas.JPG)
Harmen Steenwijck, Vanitas (1640)
- Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
![Plik:Antonio de Pereda - The Knight's Dream.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/23/Antonio_de_Pereda_-_The_Knight%27s_Dream.JPG/800px-Antonio_de_Pereda_-_The_Knight%27s_Dream.JPG)
Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655. Академия изящных искусств Сан-Фернандо,Мадрид
- Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
![Plik:Trophime Bigot Allegory Vanity.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Trophime_Bigot_Allegory_Vanity.jpg/800px-Trophime_Bigot_Allegory_Vanity.jpg)
Трофима Биго, Аллегория Vanitas,1650.Galleria ди Палаццо Барберини в Риме
![Plik:Georges de La Tour 009.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Georges_de_La_Tour_009.jpg/409px-Georges_de_La_Tour_009.jpg)
Жорж де Ла Тур, Мария Магдалина, кающегося , (ок. 1640).
Sammlung Wrightsman, Нью-Йорк
- Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
![Plik:Sebastien Stoskopff, La grande vanite.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/S%C3%A9bastien_Stoskopff%2C_La_grande_vanit%C3%A9.jpg/793px-S%C3%A9bastien_Stoskopff%2C_La_grande_vanit%C3%A9.jpg)
Себастьян Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)Музей de l'Oeuvre Нотр-Дам
- Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
- Песочные и механические часы — быстротечность времени.
![Файл:StillLifeWithASkull.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/StillLifeWithASkull.jpg/800px-StillLifeWithASkull.jpg)
Филипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа
бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами) 2-я пол. XVII в.
Музей Tesse Ле-Ман
![File:Antonio de Pereda y Salgado 005.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Antonio_de_Pereda_y_Salgado_005.jpg/738px-Antonio_de_Pereda_y_Salgado_005.jpg)
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas - Музей изящных искусств, Saragossa
- Музыкальные инструменты, — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
![File:Heem, Cornelis de - Vanitas Still-Life with Musical Instruments - after 1661.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/Heem%2C_Cornelis_de_-_Vanitas_Still-Life_with_Musical_Instruments_-_after_1661.jpg/656px-Heem%2C_Cornelis_de_-_Vanitas_Still-Life_with_Musical_Instruments_-_after_1661.jpg)
Корнелис де Хем ,Vanitas Натюрморт с музыкальными инструментами.1661.
Государственный музей Амстердама
- Книги и географические карты ( mappa mundi), писчее перо — символ наук.
![File:Louvre-peinture-francaise-p1020343.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Louvre-peinture-francaise-p1020343.jpg/759px-Louvre-peinture-francaise-p1020343.jpg)
Anonimo (Francia)Vanitas with Sun Dial.между 1626 и 1656. Лувр,Париж
![Fichier:Pieter van Steenwyck 001.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Pieter_van_Steenwyck_001.jpg/778px-Pieter_van_Steenwyck_001.jpg)
Питера ван Steenwyck - Vanitas
![File:Pieter Claeszoon - Still Life with a Skull and a Writing Quill.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Pieter_Claeszoon_-_Still_Life_with_a_Skull_and_a_Writing_Quill.JPG)
Питер Клас. (1597/1598-1660) Натюрморт с черепом
- Глобус, как земли, так и звездного неба.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Antonio_de_Pereda_y_Salgado_002.jpg)
Антонио де Переда (1608–1678), Аллегория тщеславия. 1634.
Художественно-исторический музей, Gemaldegalerie,Вена
- Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
Ян Miense Molenaer(1610-1668), Автопортрет.Художник в своей мастерской. 1650. Музей Bredius
- Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
- Красные сургучные печати.
- Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
- Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Nicolas_R%C3%A9gnier_-_Allegory_of_Vanity_%28Pandora%29.JPG)
Николя Ренье (1590-1667)Аллегория бренности,1626
![Файл:Franciscus Gysbrechts - Vanitas.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Franciscus_Gysbrechts_-_Vanitas.JPG/704px-Franciscus_Gysbrechts_-_Vanitas.JPG)
Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. - Vanitas
![File:Pieter Claeszoon - Vanitas.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f7/Pieter_Claeszoon_-_Vanitas.JPG/690px-Pieter_Claeszoon_-_Vanitas.JPG)
Питер Клас. (1597/1598-1660) - Vanitas (1628)
- Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
![Файл:Juriaen van Streeck 001.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Juriaen_van_Streeck_001.jpg/508px-Juriaen_van_Streeck_001.jpg)
Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas
Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина, Москва
![????:A Vanitas) by Edward Collier.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/A_Vanitas%29_by_Edward_Collier.jpg/800px-A_Vanitas%29_by_Edward_Collier.jpg)
Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669
- Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листье — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
![File:Collier, Evert - Vanitas Still-Life - 1705.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Collier%2C_Evert_-_Vanitas_Still-Life_-_1705.jpg/770px-Collier%2C_Evert_-_Vanitas_Still-Life_-_1705.jpg)
Эверт Кольер (1630/50 -1708). Vanitas Натюрморт 1705
![Файл:Pieter Boel - Large Vanitas (Still-Life).JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d4/Pieter_Boel_-_Large_Vanitas_%28Still-Life%29.JPG/761px-Pieter_Boel_-_Large_Vanitas_%28Still-Life%29.JPG)
Питер Боэль, Натюрморт с гробом и символы власти и богатства (1663)
- Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
![File:Pieter Claesz 002b.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ef/Pieter_Claesz_002b.jpg/800px-Pieter_Claesz_002b.jpg)
Питер Клас. Vanitas натюрморт .1630.
Королевская картинная галерея Маурицхейс , музей в Гааге
- Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
- Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.
![File:Camprobin-el caballero y la muerte.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/Camprobin-el_caballero_y_la_muerte.jpg)
Антонио де Переда (1608-1678)Джентльмен и смерть.Больница де ла Каридад, Севилья.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/SirThomasAstonAtWife%27sDeathbed.jpg)
Джон Souch ( 1593 - 1645 ) Сэр Томас Aston, 1-й баронет (1600-1646)
у смертного ложа его жены, 1635
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/Frans_Hals%2C_Young_Man_with_a_Skull_%28Vanitas%29.JPG)
Галс "Франс: Молодой человек с черепом (Vanitas).1626-1628.
Национальная галерея Лондон
![File:Antoine Steenwinkel - Vanitasportret van de schilder.JPG](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Antoine_Steenwinkel_-_Vanitasportret_van_de_schilder.JPG/467px-Antoine_Steenwinkel_-_Vanitasportret_van_de_schilder.JPG)
Антуан Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен
![File:Evert Collier's Self-Portrait with a Vanitas Still-life.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5a/Evert_Collier%27s_Self-Portrait_with_a_Vanitas_Still-life.jpg/511px-Evert_Collier%27s_Self-Portrait_with_a_Vanitas_Still-life.jpg)
Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas
Натюрморт, 1684, Гонолулу Академии художеств
![File:Edward Collier by Edward Collier.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Edward_Collier_by_Edward_Collier.jpg/710px-Edward_Collier_by_Edward_Collier.jpg)
Эдвард Кольер (1673-1706), Автопортрет
![Plik:Self-Portrait with Vanitas Symbols.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Self-Portrait_with_Vanitas_Symbols.jpg)
Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas Символы, 1651
![Plik:Hopfer-Melancholia.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9a/Hopfer-Melancholia.jpg/493px-Hopfer-Melancholia.jpg)
Варфоломея Гопфер(1628-1698), Меланхолия (после 1643)
Музей изобразительных искусств в Страсбурге
![File:In ictu oculi.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/In_ictu_oculi.jpg/590px-In_ictu_oculi.jpg)
Хуан Вальдес Леаль, In ictu oculi.1672
![File:Finis gloriae mundi from Juan Valdez Leal.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/36/Finis_gloriae_mundi_from_Juan_Valdez_Leal.jpg/592px-Finis_gloriae_mundi_from_Juan_Valdez_Leal.jpg)
Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690), Finis Mundi Gloriae
![File:Caravaggio - San Gerolamo.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Caravaggio_-_San_Gerolamo.jpg/800px-Caravaggio_-_San_Gerolamo.jpg)
Караваджо (1571-1610) Св. Иероним , 1605-1606, Галерея Боргезе , Рим .
Современная
![File:Vanite a la seringue.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4c/Vanit%C3%A9_%C3%A0_la_seringue.jpg/800px-Vanit%C3%A9_%C3%A0_la_seringue.jpg)
Jeylina Ever. Vanitas символизирующий детскую болезнь, культуру, время прохождения
и смерть. 2009 год.
Развитие жанра
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/Jacob_de_Gheyn_-_Vanitas.JPG)
Якоб де Гейн, 1603.
Над аркой изображены рельеф Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
![File:Fruit Basket.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Fruit_Basket.jpg)
Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - после 1656)"Корзина с фруктами",1632.
Государственный музей, Берлин
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке».
Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori.
Источник http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post145490962/
|